В Орле обсудили вопросы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций

12 Мая 2022 17:58
В Орле на базе «Орловского техникума путей сообщения им. В.А. Лапочкина» 12 мая состоялся круглый стол, посвящённый актуальным проблемам трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций Орловской области в современных условиях. Организатором мероприятия выступил комитет по образованию, спорту, культуре и туризму Орловского областного Совета народных депутатов.

Участие в дискуссии приняли представители депутатского корпуса, органов государственной исполнительной власти специальной компетенции, работодатели, руководители профессиональных образовательных организаций региона. Вёл заседание заместитель Председателя областного Совета — председатель комитета Олег Кошелев.

Цель заседания круглого стола заключалась в выработке единой стратегии взаимодействия работодателей и образовательных организаций в решении проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций в современных условиях.

Прежде чем перейти к основной программе участникам мероприятия был представлен концертный номер в исполнении студентов Орловского техникума путей сообщения им. В.А. Лапочкина, в котором они рассказывали о направлениях подготовки в СПО.

Со вступительным словом обратился Олег Кошелев.

Олег Петрович отметил, что число вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения Орловской области, составило 8,6 тыс. единиц.

Наибольшую потребность в работниках испытывают предприятия обрабатывающих производств (2,1 тыс. вакансий), учреждения здравоохранения (1,2 тыс.), сельскохозяйственные предприятия (1 тыс. вакансий), организации сферы торговли (более 800 вакансии) и т.д.

О. Кошелев обозначил несколько проблем, которые сегодня существуют на рынке труда. Во-первых, это разница оплаты труда у выпускников среднего и высшего образования, во-вторых, заработная плата по заявленным вакансиям в среднем составляет 22,2 тыс. рублей. Очевидно, что молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжёлыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда.

Плюс, известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, утрачивается. Всё это приводит к тому, что многие выпускники ссузов не находят место в экономике региона.

Также Олег Петрович обратил внимание на то, что некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2–3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает.

Первый заместитель Председателя Правительства Орловской области Татьяна Крымова в свою очередь поблагодарила организаторов круглого стола за то, что поднимается такая актуальная тема, как трудоустройство выпускников СПО и вузов, так как данный вопрос затрагивает сразу несколько аспектов в области образования, предприятий, сферы труда и занятости.

Т. Крымова в своём выступлении сделала акцент на ключевых составляющих успешного трудоустройства. В их числе — чёткая и грамотно выстроенная работа в самих образовательных организациях, их взаимодействие с работодателями, взаимодействие с образовательными организациями среднего образования (школами), где необходимо вести работу по профориентации. Впрочем, по словам Татьяны Владленовны, профориентацию можно начинать уже с детского сада, чтобы к 9 классу ребёнок сделал уже осознанный выбор. И в данном случае можно говорить даже не о профориентации, а о профессиональной навигации. Важно рассказывать в школах о перспективах развития экономики в регионе, тем самым добиваясь синхронизации образования и экономики.

Также Т. Крымова сообщила о намерении уже в сентябре 2022 года запустить в образовательных организациях среднего образования реальные программы по дуальному обучению, при которых теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Данный метод уже опробован в 6 профессиональных образовательных организациях региона, которые уже осуществляют подготовку с применением дуальной модели обучения.

В ходе дискуссий и тематических обсуждений была представлена система работы по содействию трудоустройству выпускников техникумов и колледжей Орловской области, рассмотрены основные аспекты синхронизации взаимодействия образовательных организаций и работодателей, вопросы организация работы центров содействия трудоустройству выпускников.

О системе работы по содействию трудоустройству выпускников техникумов и колледжей Орловской области рассказала и. о. начальника управления профессионального образования и воспитательной работы Департамента образования Орловской области Наталья Адаева.

Наталья Валерьевна озвучила, что по программам среднего профессионального образования в регионе обучается 16 460 человек. Ежегодно выпускается более 3,5 тысяч выпускников. В этом году цифра составит 3 794 человека, которых нужно трудоустроить.

В Орловской области благодаря слаженному взаимодействию Департамента образования Орловской области во взаимодействии с образовательными организациями региона и Департаментом соцзащиты, опеки и попечительства, труда и занятости сложилась достаточно устойчивая эффективная система оказания содействия в трудоустройстве выпускников.

Во многом способствуют этому, сохранённые на базе образовательных организаций центры содействия занятости, где выпускникам и школьникам оказывается консультационное и методическое содействие. Здесь же информируют о вакансиях и потребностях региона, которые формируются на 5 лет вперёд. Кроме того, в регионе отлажена система профпереподготовки и повышения квалификации, то есть, человек получает не только диплом об образовании, но и дополнительные рабочие профессии. Так, широкое распространение получила практика, когда за символическую сумму (от 4 до 16 тыс. в год) ребята могут приобрести совершенно другую профессию, что расширяет их компетенции.

Кроме того, Наталья Валерьевна рассказала о значительной роли в процессе трудоустройства конкурсов профессионального мастерства и демонстрационных экзаменов.

В качестве примеров отмечалось, что с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства 2021-2022 годов заключено 67 отложенных трудовых договора и 28 договоров о целевом обучении с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Кроме того, при плановом показателе трудоустройства выпускников — 64,2 %, показатель по региону составил 82,4 %.

В этом году из общего числа выпускников уже трудоустроены 1 519 человек, продрожат обучение 836 человек, часть ребят уйдёт в армию, но их дальнейшее трудоустройство будет мониториться.

Депутат областного Совета Ирина Горцакова поинтересовалась, откуда при столь благоприятных раскладах берётся процент нетрудоустроенных.

Наталья Валерьевна пояснила, что зачастую это дети-сироты, которым выгоднее стоять на учёте на бирже труда и получать соцвыплаты. Плюс сейчас появился пласт самозанятых, но эти дети считаются трудоустроенными (на текущий момент таких 319 человек).

Далее перед собравшимися выступила член Правительства — руководитель Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Ирина Гаврилина. Она сделала акцент на мерах государственной поддержки трудоустройства молодых специалистов, реализуемых органами службы занятости Орловской области.

Директор Орловского техникума путей сообщения имени В.А. Лапочкина Ольга Анисимова поделилась собственным опытом взаимодействия профессионального образования с потенциальными работодателями. Было озвучено, что техникум уже апробировал дуальную систему образования — уже с третьего курса студенты проходят оплачиваемую практику в РЖД. В настоящее время техникум готовит универсальных специалистов, но совместно с РЖД разрабатываются новые подходы в обучении, в соответствии с которыми первый год обучения будет общеобразовательным, второй будет включать приобретение знаний и навыков по специальности, на последнем курсе студенты будут обретать узкую специализацию по запросу работодателей.

Выступление Ольги Ивановны дополнил Сальков, который рассказал о специфике и тонкостях трудоустройства и работы в железнодорожной сфере.

Директор БПОУ ОО «Орловский техникум агробизнеса и сервиса» Галина Логинова поделилась практикой подготовки кадров для агропромышленного комплекса региона, отметив, что основная задача учреждения — оставить кадры на территории области. Решают её посредством социального партнёрства, кроме того техникумом активно используется практика экскурсий на производство и производственного обучения, а производственная практика является оплачиваемой. Единственная проблема, с которой сталкивается техникум — недобор обучающихся.

Директор БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» Людмила Шадрина напротив отметила, что, потребность в специалистах по дошкольному образованию значительно превосходит выпуск. На каждого выпускника предлагается 2-3 рабочих места. А для увеличения набора, банально, не хватает площадей.

О проблемах трудоустройства молодых специалистов с точки зрения предпринимательского сообщества рассказала президент Союза «Торгово-промышленная палата Орловской области», депутат Орловского областного Совета народных депутатов Светлана Ковалева.

Светлана Александровна своё выступление решила посвятить проектам региональной Торгово-промышленной палаты, направленным на вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность, а также поделилась планами по организации школьной Олимпиады по предпринимательству и созданию единого банка студенческих стажировок.

Также в ходе работы круглого стола состоялась презентация платформы «Live CV» (банк вакансий). Директор по развитию ООО «УНИВЕБ» Елена Родионова пояснила, что основной посыл платформы — соединить студента и работодателя ещё в ходе обучения с целью развития у обучающихся необходимых навыков и компетенций, которые в дальнейшем будут востребованы на производстве.

По итогам работы в ближайшее время будет принята окончательная резолюция.

Вместе с тем участники круглого стола выработали следующие общие решения:

— активизировать совместно с работодателями и сетевыми партнёрами работу по реализации инновационных образовательных программ с использованием практико-ориентированных технологий, моделей дуального обучения, системы наставничества и производственных стажировок;

— оптимизировать систему профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных организаций путём реализации комплекса мер, направленных на популяризацию и повышение престижа рабочих профессий и специальностей с учётом потребностей региональной экономики;

— организовать взаимодействие предприятий и организаций региона с техникумами и колледжами в части создания профильных учебных лабораторий, а также вовлечения студентов в проектную деятельность и др.

В обсуждении также приняли участие депутаты Наталья Зубцова и Иван Устинов.

вверх