История парламентаризма в Орловской области

Чтобы понять, как появилась законодательная власть на Орловщине, обратимся к истории XVI века. Тогда для решения важнейших государственных вопросов созывался Земский Собор из представителей всех сословий, за исключением крепостных крестьян. К концу XVII столетия полномочия местных воевод серьёзно урезаются и Земские соборы постепенно прекращают свою работу.

Новой системой сословного управления орловская земля обзавелась к концу петровской эпохи. Орловский городовой магистрат — так называлось выборное коллегиальное учреждение, состоявшее из двух бургомистров (исполнительных чиновников) и четырёх ратманов (советников). Реальных полномочий у магистрата было немного, и все основные нити управления сосредотачивались в руках назначенного из столицы губернатора.

Так продолжалось вплоть до правления Екатерины II. Исполнительным органом городского самоуправления в Орловской губернии при ней была шестигласная Дума. В её первый состав вошли городской голова, 3 гласных от купеческих гильдий, цеховой голова, 11 гласных от ремесленников и 3 мещанских гласных. Сословный характер общества диктовал создание дворянских корпоративных органов — губернских и уездных дворянских собраний. Они созывались один раз в три года, по разрешению губернатора.

С 1 января 1864 года для руководства хозяйственными делами губернии было учреждено земское самоуправление. С 1892 года органами городского самоуправления в Орле стали Распорядительная дума из 60 гласных и исполнительная управа из трёх членов. Городская дума собиралась один—два раза в месяц. Исполнительная и представительная власть по-прежнему работали в тесной связке, а их полномочия чётко не разделялись.

Крушение монархической системы привело к ломке традиционной системы местного самоуправления. Февральская революция 1917 года привела к двоевластию, когда, с одной стороны, действовали возникшие Советы, с другой — Временное правительство и его представители на местах. Выборы в Орловский городской Совет состоялись 2 марта 1917 года. От рабочих и служащих 25 предприятий в него вошло 92 депутата. В течение марта — апреля Советы рабочих и крестьянских депутатов были созданы во всех уездных городах губернии.

О захвате власти в Петрограде орловские большевики узнали уже на следующий день — 26 октября 1917 года из условной телеграммы Московского областного бюро РСДРП(б). В Орле вооружённых выступлений не было, в большинстве уездов (кроме Ливенского и Малоархангельского) власть перешла к Советам мирным путём. Но перевыборы Орловского совета рабочих и солдатских депутатов начались незамедлительно. По их итогам большевики получили 80 из 150 мандатов.

Государственно-правовая форма социалистического государства законодательно оформляется в 1918 году. В течение февраля и марта Советы заменили городские думы, в феврале была ликвидирована Орловская губернская земская управа. К апрелю более 90% уездных и волостных земских управ передали свои функции уездным Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Совет народных комиссаров РСФСР накануне образования Советского Союза — 27 ноября 1922 года — издал Положение о губернских съездах Советов и губернских исполнительных комитетах. Съезды упразднила лишь сталинская Конституция 1936 года, превратив Советы в постоянно действующие органы власти и управления.

События Великой Отечественной войны по праву занимают особое место в истории нашей страны. Операции Красной Армии на Орловском направлении длились непрерывно в течение двух лет: с сентября 1941 по сентябрь 1943 годов. Из 117 депутатов Орловского областного Совета, избранных накануне войны, на сессию в октябре 1943 года прибыло только 44. Все остальные находились на фронте или погибли в боях с фашистскими захватчиками.

Перестроечные годы привели к изменению политической системы государства, повлекли за собой изменения в Конституцию СССР и закон о выборах народных депутатов. В марте 1989 года состоялись выборы народных депутатов СССР.

В последний год существования Советского Союза сама структура Советов в Орловской области претерпела значительные изменения. Во-первых, по итогам выборов 1990 года в составе депутатов облсовета оказались противоположные по своим позициям группы. Это породило непривычную для Советов политическую борьбу в стенах выборного органа власти. Борьба фракций обострилась после событий августа 1991 года.

В конце года облисполком преобразовали в Администрацию Орловской области. Исполняющим обязанности главы президент Борис Ельцин назначил депутата областного Совета Николая Юдина. Не прекращал работу и областной Совет народных депутатов во главе с Николаем Володиным. В отличие от многих других регионов, в Орловской области законодательная власть от старого облсовета к новому представительному органу власти перешла плавно, без каких-либо временных разрывов и конфликтов.

В соответствии с президентским Указом «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» 20 марта 1994 года состоялись выборы в областную Думу, в представительные органы — сельские, поселковые, районные, городские Думы, а также была избрана исполнительная власть на местах.

В областную Думу было выдвинуто 196 кандидатов на 50 депутатских мандатов. На первом этапе избранными оказались 39 депутатов. 25 марта 1994 года состоялось организационное заседание областной Думы. Председателем её депутаты избрали Николая Володина, а заместителем — Тамару Коновалову. Дума образовала 7 постоянных комитетов. В неполном составе Дума работала до февраля 1995 года. После довыборов главный законодательный (представительный) орган власти стал состоять из 50 депутатов.

В 1998 году депутаты решили вернуться к традиционному для Орловщины и более привычному для своих земляков названию регионального парламента — Орловский областной Совет народных депутатов.

В настоящее время Орловский областной Совет народных депутатов занимает достойное место в региональном политическом пространстве, является надёжным гарантом политической, экономической и социальной стабильности Орловщины.

вверх