Закон о перераспределении полномочий: замечания и предложения приветствуются

22 Мая 2019 10:31
Комитет по местному самоуправлению и Регламенту продолжает мониторинг реализации закона «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области». Данный вопрос стал первым пунктом повестки очередного выездного заседания комитета, прошедшего в администрации Мценского района 20 мая.

В работе комитета приняли участие Председатель Орловского областного Совета Леонид Музалевский, первый заместитель Председателя областного Совета Михаил Вдовин, председатель комитета Валерий Савин, депутаты Андрей КуцынИрина ПашковаОлег БухтияровЕвгений Мельник, исполнительный секретарь Ассоциации «Совет муниципальных образований Орловской области» Вячеслав Панарин, представители органов исполнительной власти Орловской области, главы муниципальных образований и представители администраций Мценского, Болховского, Знаменского, Залегощенского, Орловского, Хотынецкого и Кромского районов.

Открыл заседание заместитель руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Григорий Шайкин. В своём докладе он отметил, что ряд полномочий Департамент готов вернуть в муниципальные образования.

В частности, в связи с тем, что все муниципальные образования с численностью населения свыше 5 тысяч человек, у которых за истекший период была необходимость в актуализации схем водоснабжения и водоотведения, указанную работу завершили, наработан алгоритм реализации полномочий по актуализации схем.

В целях сокращения сроков принятия управленческих решений по развитию объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Департамент считает целесообразным рассмотреть вопрос передачи полномочий в данной сфере на уровень органов местного самоуправления муниципальных образований.

Принять аналогичные решения Григорий Шайкин предложил и по вопросам инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в сфере реализации мероприятий по содержанию и обслуживанию общественных кладбищ.

Спикер регионального парламента Леонид Музалевский, комментируя предложения Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, отметил, что принимать подобные решения необходимо учитывая мнения глав поселений и муниципальных образований.

Михаил Вдовин и Валерий Савин сошлись во мнении, что прежде чем возвращать полномочия следует проанализировать ситуацию с наличием в районах специалистов по данным направлениям. Есть ли кому возвращать полномочия?

По итогам выступления исполняющего обязанности начальника Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области — главного архитектора Орловской области Вячеслава Миронова у присутствующих было только одно пожелание — предпринять меры по сокращению сроков рассмотрения документов.

В свою очередь Вячеслав Серафимович отметил, что за прошедшие годы Управление выработало комплексный подход в решении профильных вопросов. Полномочия реализуются грамотно и взвешенно с учётом заинтересованности населения региона, а растянутые сроки связаны с вертикалью документооборота.

Своё видение ситуации, сложившейся по итогам принятия закона о перераспределении полномочий и его эффективности, озвучили главы присутствующих муниципальных образований. Подводя итоги сказанного коллегами, глава Мценского района Иван Грачев отметил, что передавать полномочия из рук в руки не целесообразно. Необходимо довести до совершенствования существующую модель.

Валерий Савин, председатель комитета по местному самоуправлению и Регламенту Орловского областного Совета народных депутатов:

«С уверенностью можно констатировать одно: универсального закона не будет. Районы слишком по-разному воспринимают ситуацию с перераспределением полномочий. Усложняется всё тем, что отдельные районы меняют свои позиции. Исполнительная власть тоже ведёт работу в данном направлении, однако мы получаем от одних и тех же муниципальных образований разные точки зрения. Это большая проблема. Предстоит колоссальная работа по сведению всех мнений воедино».

Логическую точку в обсуждении первого вопроса заседания поставил Леонид Музалевский. Спикер отметил, что за пять лет с момента принятия закона выстроилась определенная система взаимодействия между органами исполнительной государственной власти региона и муниципальными образованиями. Информационные справки, представленные районными администрациями, свидетельствуют о том, что существующий порядок вещей в большинстве своём устраивает власть на местах.

Леонид Музалевский, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов:

«Для нас важно, чтобы закон работал, чтобы было меньше проволочек со стороны Департаментов и управлений. Если необходимо сделать какие-то поправки и внести дополнения в закон, мы готовы. Наша задача — сделать реализацию закона о перераспределении полномочий эффективной.

В целом распределение полномочий всех устраивает. Есть определённые нюансы, мы их отметим в протоколе, ещё раз проанализируем. У нас есть время, чтобы сообща прийти к определённому решению: оставляем как есть, вносим изменения, возвращаем полномочия на уровень муниципалитетов. Сейчас идёт оживлённое обсуждение.

Уверен, совместно с органами исполнительной власти региона, Советом муниципальных образований Орловской области, представителями муниципальных районов, районных советов народных депутатов, бизнес-сообществом мы сможем отшлифовать законопроект.

К работе мы подойдём взвешенно, с учётом пожеланий жителей нашей области».

Вторым пунктом заседания был рассмотрен проект закона Орловской области «О закреплении за сельскими поселениями Орловской области отдельных вопросов местного значения». С законодательной инициативой выступил Кромской районный Совет народных депутатов.

По словам начальника правового отдела администрации Кромского района Лидии Степанец, в рамках подготовки законопроекта изучалось мнение муниципальных образований Орловской области. 14 районов поддержали инициативу.

Необходимость в новом законе возникла в связи с тем, что многие муниципальные районы так или иначе работают в рамках соглашений о передаче полномочий. Причём организованной работы в этом направлении нет.

Проектом предлагается закрепить за сельскими поселениями полномочия по 13 вопросам местного значения.

Депутаты позицию Кромского районного Совета районных депутатов приняли к сведению, а законопроект отправили на доработку для разработки финансово-экономического обоснования. Кроме того, было рекомендовано направить указанный проект закона для рассмотрения в ассоциацию «Совет муниципальных образований Орловской области».

Депутаты выразили готовность после устранения всех недочётов повторно рассмотреть законодательную инициативу.

Также в ходе заседания был рассмотрен проекте закона Орловской области «О содействии территориальному общественному самоуправлению в Орловской области» (второе чтение — окончательная редакция).

В первом чтении Проект закона был рассмотрен на заседании комитета в ноябре 2017 года. После его принятия Орловским областным Советом народных депутатов в комитет поступило заключение Губернатора Орловской области. С учётом поступивших замечаний и предложений была подготовлена таблица поправок.

Доработанный законопроект был повторно направлен Губернатору Орловской Области. В июле 2018 года на проект закона поступило заключение, в котором в целях наиболее эффективного законодательного регулирования поставленных вопросов было предложено провести обсуждение законопроекта с привлечением профильных органов исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, актива территориального общественного самоуправления, иных заинтересованных организаций и граждан, поскольку такой формат позволил бы учесть предложения, интересы и особенности конкретных муниципальных образований, а также оказать возможную поддержку наиболее эффективным проектам территориального общественного самоуправления.

Комитетом по местному самоуправлению и Регламенту было организовано и проведено широкое обсуждение законопроекта.

Документ был направлен во все муниципальные районы и городские округа Орловской области. Законодательная инициатива была поддержана на местах. При обсуждении законопроекта должностными лицами органов местного самоуправления неоднократно высказывалось мнение о необходимости принятия такого закона.

Текст законопроекта после его принятия Советом в первом чтении также был направлен в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Орловской области».

В апреле 2019 года законопроект был направлен Губернатору Орловской области, а также рассмотрен на заседании комитета.

С учётом поступивших предложений ко второму чтению (окончательной редакции) подготовлена таблица поправок.

Комитетом было принято решение предложить Президиуму Орловского областного Совета народных депутатов внести вопрос «О проекте закона Орловской области № 149-6 «О содействии территориальному общественному самоуправлению в Орловской области» (второе чтение — окончательная редакция) в повестку дня 36 заседания Орловского областного Совета народных депутатов.

вверх