Языки малых народностей — под защиту

17 Декабря 2019 17:43
Как сохранить языки малых народностей нашего государства и должно ли стать изучение второго иностранного языка нормой — эти и многие другие вопросы были подняты в ходе заседания круглого стола, прошедшего в Государственной Думе ФС РФ 16 декабря. Участником мероприятия от Орловского областного Совета стала зампредседателя комитета по образованию, культуре, спорту, молодёжной политике и туризму Ирина Гоцакова.

Инициатор проведения мероприятия — комитет по делам национальностей Госдумы. Рассматриваемая тема: «Законодательное обеспечение сохранения, развития и изучения языков народов Российской Федерации: состояние и перспективы».

Ирина Гоцакова, заместитель председателя комитета по образованию, культуре, спорту, молодёжной политике и туризму Орловского областного Совета народных депутатов:

«На заседании был поднят целый спектр проблем. В первую очередь, предлагались и обсуждались различные предложения, позволяющие сохранить языки малых народов нашей страны.

Радует, что в обсуждении данной темы приняли участие люди, не только заинтересованные, но и имеющие представление о практическом воплощении рассматриваемых вопросов.

С моей точки зрения, ряд прозвучавших идей вполне могут стать основой для разработки конкретных шагов».

По словам И.Гоцаковой, в ходе круглого стола была озвучена информация, что 17 народностей полностью утратили способность общаться на родных языках. Для решения проблемы по сохранению языков коренных народов было предложено в образовательных учреждениях делать упор как на изучении государственного, так и родного языка, если таковой имеется на территории субъекта. При этом собравшиеся обратили внимание на возникающую следом проблему — обеспечение полной нагрузкой преподавателей коренных языков. Один из предложенных вариантов решения проблемы — выделять в образовательных учреждениях квотируемые места для студентов, которые хотели бы изучать родные языки народностей, а затем преподавать их непосредственно на исконных территориях.

В ходе заседания круглого стола речь также шла о проведении студенческой практики. Студенты педагогических вузов, как правило, проходят её в городах. В качестве альтернативы предлагается организовывать её прохождение в сельской местности, то есть там, где ещё сохранились народные традиции и существует возможность общаться непосредственно с носителями языка.

На мероприятии также отмечалось, что имеются определённые сложности с изучением цикла «Литература народов России». По сути, он не изучается нигде, что неправильно, поскольку дети лишены возможности познакомиться с целым пластом литературного наследия родной страны.

вверх