Реформу ТКО разобрали в деталях

08 Февраля 2019 12:39
С 1 января 2019 года вся страна перешла на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Основные вопросы, интересующие граждан, — это существенный рост тарифов, квитанции на оплату услуги по вывозу ТКО, содержащие ошибочные данные, качество предоставления услуги.

Для обсуждения данной проблематики Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский собрал совещание, на которое были приглашены депутаты Орловского областного Совета народных депутатов; представители Правительства и органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области; представители органов местного самоуправления Орловской области; руководители регионального оператора по обращению с ТКО и мусоросортировочного комплекса, представители управляющих компаний.

С новым порядком формирования и работой новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Орловской области присутствующих познакомил заместитель руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Григорий Шайкин.

По словам докладчика, в Орловской области принята вся нормативная база для старта новой системы и проведена дополнительная подготовительная работа для перехода на новую систему обращения с отходами, привлечены инвесторы, обеспечившие строительство новых объектов по обращению с отходами, на данный момент уже функционируют 4 сортировочных комплекса, ещё один — в процессе ввода в эксплуатацию. До конца 2019 года будут введены в эксплуатацию два новых полигона. 24 августа 2018 года между Департаментом и ООО «УК «Зелёная роща» было подписано соглашение, на основании которого «Зелёная роща» получила статус регионального оператора сроком на 10 лет. Если раньше перевозчик забирал мусор из контейнеров и отвозил на полигон, то с 1 января 2019 года контроль за сбором и утилизацией ТКО лёг на региональных операторов. Цель «мусорной реформы» — максимально сократить захоронение отходов, наладить их переработку и избавиться от нелегальных свалок. Именно эта задача возложена на региональных операторов. Последним пунктом в переходе на новые стандарты стало введение тарифов. Цифра стала известна на Орловщине только 20 декабря 2018 года — 469 рублей 42 копейки за 1 м3.

В соответствии с постановлением Правительства и методикой, нормативы накопления отходов определяются путём замеров фактически образуемых твёрдых коммунальных отходов. В результате таких замеров в Орловской области установлены следующие нормативы: для жителей многоквартирных домов— 2 м3 ТКО в год на человека (78руб. 24 коп. с человека в месяц), для частного сектора на территории городского округа, городского поселения и сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, — 2,5 м3 (97 руб. 80 коп.), для граждан, проживающих в частном секторе на территории сельского поселения — 2,25 м3 (88 руб. 02 коп). Также были озвучены причины увеличения платы за ТКО.

Заместитель руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Григорий Шайкин сказал: «Раньше вывоз отходов производился в обход официальных мест их приёма, то есть, на несанкционированные свалки, во — вторых, это изменения в законодательстве, которые теперь предписывают отправлять отходы на сортировочные комплексы, в—третьих, введение НДС в размере 20 %, в-четвёртых, транспортировка. Раньше услуга по обращению с ТКО входила в жилищные услуги, теперь она переведена в коммунальную и взимается по тому же принципу, что и за газ, воду, электричество. Это позволит сделать прозрачной саму отрасль обращения с отходами».

Леонид Музалевский обратил внимание, что сегодня людей волнуют не только и не столько тарифы, сколько квитанции на оплату, где указана недостоверная информация. Депутат областного Совета Ирина Пашкова привела в пример населённые пункты, где услуги по вывозу ТКО не оказываются и просила разобраться с ситуацией, почему квитанции всё же пришли по таким адреса. А депутат городского Совета Игорь Цуканов привёл пример улицы Весёлая слобода, где на множество улочек и переулков только две площадки с мусорными контейнерами и люди за 2 км несут туда мусор, но и они получили полноценные квитанции.

Прояснить ситуацию попытался директор ООО «УК «Зелёная роща» Дмитрий Хроменков:

«Мы не могли пойти в обход законодательства. 152-й Федеральный закон „О персональных данных“ не позволил нам получить полную достоверную базу по всем проживающим. Мы собирали эту базу данных у управляющих компаний, недостающую часть мы купили в Росреестре, часть нам предоставили перевозчики. Накладывая их друг на друга, мы получили не совсем достоверную и применимую для работы базу. Чтобы снизить градус накала и негатива, который идёт от населения ввиду некорректного выставления счёта на оказание услуги, мы открыли 9 офисов, где принимаются заявки для корректировки счетов. С будущей недели добавиться ещё 11. Подобные заявки принимаются в администрациях районов города и муниципальных образований области в телефонном режиме, через „Почту России“ и по электронной почте. Нужно только предъявить документы, доказывающие количество проживающих лиц, например, выписку из домовой книги. Сегодня Регоператором ведётся работа и с юридическими, и муниципальными лицами. Заключено порядка 30 % договоров от общего количества. Во Мценске, Ливнах мы открыли постоянные филиалы регионального оператора, куда  жители и прочие лица могут обратиться для уточнения данных. Такой же центр планируем открыть в Болхове».

Спикер уточнил, если Регоператор заключил соглашение ещё 24 августа, то что ему помешало провести подготовительную работу до 1 января? Дмитрий Хроменков ответил, что финансирование проекта началось поздно. Регоператор был избран, но реально к своим обязанностям приступил много позже. Кроме того, норма накопления и тариф были утверждены только в конце декабря, а это те цифры без которых расчёты не могли быть произведены.

Леонид Музалевский поинтересовался, что теперь будет с несанкционированными свалками. Директор ООО «УК «Зелёная роща» пояснил, что при выявлении подобных мест Регоператор будет направлять собственнику письмо с требованием в течение 30 дней ликвидировать свалку. Если в срок она не будет убрана, Регоператор сам её ликвидирует, но через суд взымает деньги с собственника.

Кроме того, Дмитрий Хроменков заверил, что совокупной мощности 4-х мусоросортировочных комплексов хватит, чтобы обработать все образующиеся на территории области отходы. Но по итогам переработки все равно остаётся часть, которая не востребована на вторичном рынке и необходимо её захоронение. Именно с полигонами и возникают сложности — их мало. Официально — только два места: в Ливнах и Мценском районе. Орловский «полигон» или комплекс «ЭкоСити», не внесён в госреестр. То есть, официально это место накопления отходов, временная площадка хранения. Рядом с комплексом строится ещё один объект, по проекту полигон там предусмотрен, но дата его введения в эксплуатацию слишком неопределённая. Согласно Постановлению Правительства РФ, право использовать старые места накопления можно до 2023 года.

К слову, перед заседанием состоялась рабочая поездка на комплекс «ЭкоСити», который занимается утилизацией и переработкой отходов. С производством ознакомились Председатель областного Совета Леонид Музалевский, первый заместитель Председателя Михаил Вдовин и заместитель Председателя Геннадий Сафонов, депутат облсовета Владимир Масалов, депутаты городского Совета Владимир Негин и Сергей Себякин.

Приоритетным направлением деятельности "ЭкоСити" является переработка твёрдых коммунальных отходов (ТКО). По словам директора завода Юрия Парахина, в современных реалиях просто необходимо превращать обычный мусор в нужное и полезное для промышленности страны сырьё. Одна из главных задач работы компании — сохранение и восстановление экологического баланса региона посредством уменьшения до минимума отходов, которые подлежат захоронению на полигонах.

Заместитель председателя комитета по образованию, культуре, спорту, молодёжной политике и туризму Ирина Гоцакова поинтересовалась о судьбе контейнерных площадок в гаражных кооперативах, как быть людям, которые и без того платят значительные суммы за вывоз мусора. Депутату было пояснено, что гаражные кооперативы должны заключать договора с Регоператором на вывоз мусора и платить по факту за вывезенные кубометры, но стоит учитывать, что резина от машин, например, не является твёрдым коммунальным отходом.

От имени муниципалитетов выступил глава Урицкого района Николай Тураев. Он констатировал, что расходы администрации района «на мусор» выросли в 6 раз, также как и в детских садах. По правилам Санэпиднадзора контейнеры летом должны вывозить раз в стуки, зимой — три раза в неделю. А если контейнер не полный? Муниципалы всё равно должны платить?

Дмитрий Хроменков ответил, что Регоператор готов заключать договора по фактическому вывозу мусора с той же фиксированной стоимостью.

Главе города Мценск Андрею Беляеву пояснили, что содержание контейнерной площадки — прерогатива муниципальных образований. За те отходы, что скопились внутри площадки по вине несвоевременно вывезенного мусора, ответственность несёт перевозчик.

На вопрос о том, что в некоторых районах для вывоза мусора попросту нет контейнеров, директор ООО «УК «Зелёная роща» Дмитрий Хроменков ответил: «В тарифе лишь 1% предусмотрен на то, чтобы Регоператор закупал контейнеры. Этих денег не хватит на всю область. Мы готовы оказать содействие муниципальным образованиям в укомплектовании контейнерного парка, но в целом контейнерные площадки — их прерогатива. В год на эти цели у нас будет только 10 миллионов рублей, а это всего 2000 контейнеров».

Итог совещания подвёл Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский:

«Прежде всего, я прошу дать нам калькуляцию тарифа. Если надо платить, мы будем платить, но мы должны знать за что платим. По тарифной политике у нас сегодня нет обоснований. Распишите весь технологический процесс! Также обращаю внимание, что тариф должен быть дифференцированным. И здесь же обратите внимание на меры социальной поддержки, которые действуют для поддержки малообеспеченных граждан, многодетных семей и т.д.

Далее прошу обеспечить партийный и общественный контроль за недопущением двойного начисления платежей за мусор в составе жилищных услуг и отдельного платежа, в разрезе каждой управляющей компании региона. Установить в обязательном порядке ВЭБ камеры на всех мусорных полигонах, которые в настоящий момент действуют.

Региональный оператор „Зелёная роща“, разберитесь с работой горячей линии! Люди должны получать ответы на свои вопросы.

Сегодня часто спрашивали, нужно ли платить? Платить нужно! Но при этом важно, чтобы услуга оказывалась, и оказывалась качественно. То есть муниципалитеты, Регоператор, управляющие компании должны работать слаженно по четко отработанной схеме».

вверх