Депутаты провели публичные слушания по проекту областного бюджета на ближайшие три года

28 Октября 2020 15:57
Сегодня, 28 октября, состоялись публичные слушания по проекту областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Впервые данное мероприятие было проведено в режиме видео-конференц-связи. Модератором стал и.о. Председателя регионального парламента Геннадий Сафонов.

В слушаниях приняли участие: депутаты Орловского областного Совета народных депутатов, члены Правительства Орловской области, главные распорядители средств областного бюджета, представители федеральных органов исполнительной власти, председатели районных и городских Советов народных депутатов, главы муниципальных образований Орловской области, представители общественных и профсоюзных объединений.

В начале мероприятия Г. Сафонов пояснил, в связи с чем было принято решение о проведении слушаний в формате ВКС: «Это вынужденная мера: в сложных эпидемиологических условиях мы не можем рисковать здоровьем наших граждан. Итогом нашей работы традиционно станут рекомендации Правительству Орловской области и главным администраторам и распорядителям бюджетных средств.

Проект областного бюджета 2021–2023 годов был сформирован Правительством Орловской области и направлен в Орловский областной Совет народных депутатов в установленные законодательством Орловской области сроки.

«Этот документ мы берём за основу и будем дорабатывать к ноябрю с учётом федеральных денег и поправок фракций и комитетов областного Совета и, естественно, предложений, которые услышим сегодня.

Как и в предыдущие годы, проект областного бюджета сформирован на основании прогноза социально-экономического развития Орловской области.

Хочу отметить, что бюджет наш на две трети расходов социальный, в приоритете — реализация национальных проектов», — сказал Г. Сафонов.

С докладом по прогнозу социально-экономического развития Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов выступил исполняющий обязанности руководителя Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области Юрий Савкин.

Юрий Вячеславович, говоря об основных показателях отметил, что валовой региональный продукт, по расчётной оценке, в 2020 году составит 248 млрд рублей, или 102 % в фактических и 98,5 % сопоставимых ценах к уровню 2019 года.

Доля сельского хозяйства в общем объёме ВРП составит 25,3 %, промышленного производства — 19,1 %, торговли и общественного питания — 15,7 %, транспортировки и хранения, информации и связи — 10,2 %, строительства — 6,5 %.

Среднегодовой темп роста ВРП в 2021–2023 годах прогнозируется на уровне 102,9 % в сопоставимых ценах. В 2023 году объём ВРП составит 306,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 9,1 % больше показателя 2020 года.

Что касается ситуации в отдельных отраслях.

Промышленность — по данным на 1 января 2020 года насчитывает 1 366 предприятий и организаций с численностью работающих порядка 48 тыс. человек, что составляет около четверти общей численности работающих в экономике области. По оценке Департамента, индекс промышленного производства Орловской области по итогам 2020 года составит 100,5 %. Объём отгруженных товаров собственного производства достигнет 138,8 млрд рублей (по сравнению с предыдущим годом увеличится на 1,2 %).

В прогнозируемом периоде намечается рост объёмов промышленного производства, который обеспечат крупные промышленные предприятия.

Индекс промышленного производства по Орловской области в 2021–2023 годах прогнозируется на уровне 101,5 %, 102,0 % и 102,3 %, соответственно.

Аграрная сфера.

По состоянию на 1 января 2020 года в Орловской области действовали 165 сельскохозяйственных предприятий, в которых занято 15,6 тыс. человек (7,5 % от общей численности работающих в экономике области).

Объём производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, по предварительной оценке, в 2020 году составит 99 млрд рублей. В сопоставимой оценке он увеличится в 2020 году к уровню 2019 года на 2,3 %. В растениеводстве объём производства продукции вырастет к уровню прошлого года на 1,8 %, в животноводстве — на 3,8 %.

По прогнозным расчётам, в 2021–2023 годах прирост производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств ожидается в среднем за год на 7,5 % в действующих ценах и на 3,4 % в сопоставимых.

В 2023 году объём произведенной сельхозпродукции во всех категориях хозяйств составит 122,8 млрд рублей, что больше ожидаемого на 24,1 % в действующих ценах и на 10,4 % в сопоставимых.

Строительство.

По ожидаемым итогам 2020 года строительными организациями по договорам подряда будет выполнено работ в стоимостном выражении на сумму 22,6 млрд рублей, или 106,5 % к 2019 году в фактических ценах и 101,5 % в сопоставимых ценах. В 2021–2023 годах, по прогнозной оценке, среднегодовой темп роста объёма строительных работ составит 102,2 %.

Инвестиционная сфера.

По расчётной оценке, в 2020 году по полному кругу организаций и предприятий будет использовано 56,1 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 100,3 % в действующих ценах и 95 % в сопоставимых ценах к уровню 2019 года.

В прогнозном периоде ожидается положительная динамика привлечения инвестиций в основной капитал. Среднегодовой темп роста объёма инвестиций за период с 2021 по 2023 годы составит в действующих ценах 107,3 %, в сопоставимых ценах — 102,2 %.

В среднесрочной перспективе наибольший объём инвестиций прогнозируется вложить в сельское хозяйство и обрабатывающие производства.

Потребительский рынок.

Оборот розничной торговли, по прогнозным расчётам, составит в 2020 году 142,2 млрд рублей, что выше уровня 2019 года в фактических ценах на 2,2 %, в 2021 году вырастет на 6,9 % к уровню 2020 года в фактических ценах и на 3 % в сопоставимых ценах.

В 2022–2023 годах прирост оборота розничной торговли составит по 6,9 % ежегодно в действующих ценах, или 2,9 % и 2,8 % в сопоставимых. В 2023 году оборот розничной торговли составит 173,8 млрд рублей.

Инфляция в 2020 году составит порядка 3,5 %, в 2021–2023 годах сохранится на уровне 4 %.

Номинальное значение среднемесячного дохода на душу населения, по расчётной оценке, в 2020 году сложится в размере 25 тыс. 947 рублей, или ниже уровня предыдущего года на 0,5 %. Размер среднемесячной заработной платы составит 30 тыс. 490 рублей, или на 2,7 % выше уровня 2019 года.

Ожидается, что реальные значения среднедушевых денежных доходов сократятся относительно уровня 2019 года на 3,6 %, заработной платы — на 0,5 %.

С учётом прогнозируемых значений среднегодовой инфляции в 2021–2023 годах на уровне 3,6 — 4 %,рост реальной заработной платы составит 2,1 % в 2021 году, 1,6 % в 2022 году и 2,3 % в 2023 году, рост реальных среднедушевых доходов населения — 2 %, 1,3 % и 2,1 %, соответственно.

По прогнозным расчётам, номинальная среднемесячная заработная плата в 2023 году составит 36 тыс. 250 рублей и вырастет относительно текущего года на 18,9 %. Реальная заработная плата в целом за 3 прогнозных года увеличится на 6,1 % относительно 2020 года.

Номинальное значение среднедушевых денежных доходов населения, по прогнозным расчётам, в 2023 году достигнет 30 тыс. 699 рублей и вырастет относительно 2020 года на 18,3 % в номинальном выражении и на 5,5 % в реальном исчислении.

Уровень регистрируемой безработицы на конец 2020 года ожидается порядка 2,9 %, что выше предыдущего года более чем в 3 раза. По мере преодоления негативных последствий пандемии и восстановления экономики региона безработица постепенно будет сокращаться до 2,2 % в 2021 году, до 1,4 % в 2022 и 2023 годах. Численность зарегистрированных безработных на конец 2023 года составит не более 4,7 тыс. человек и сократится вдвое по сравнению с текущим годом.

В завершение докладчик отметил, что макроэкономическая ситуация меняется, соответственно, корректируется и прогноз развития региона. Прогноз является концептуальной основой для разработки конкретных программных действий для достижения целевых ориентиров, основными из которых на сегодня являются показатели национальных проектов.

Информацию по проекту областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов представила член Правительства — руководитель Департамента финансов Орловской области Елена Сапожникова.

Из доклада следует: общий объём доходов и расходов областного бюджета прогнозируется в объёме 38 млрд 359 млн рублей. Налоговые и неналоговые доходы на 2021 год прогнозируются в объёме 20 млрд 792,5 млн рублей, с приростом к ожидаемому исполнению областного бюджета за 2020 год на 7,7 %, безвозмездные поступления — 17 млрд 566,5 млн рублей.

Расходы на социально-культурную сферу в 2021 году прогнозируются в объёме 24 млрд 925 млн рублей или 65 % от общего объёма расходов.

Елена Валентиновна подчеркнула, что в сопоставимых условиях, по сравнению с первоначальным бюджетом на 2020 год, направленном на рассмотрение в первом чтении, расходы на социально культурную сферу планируются в приростом на 2 млрд 640 млн рублей. Данные средства будут направлены на социальную поддержку населения, поддержку образования, здравоохранения, культуры и физической культуры и спорта в Орловской области, в том числе на:

социальную поддержку населения — 9 млрд 285 млн рублей;

образование — 7 млрд 998 млн рублей;

здравоохранение — 6 млрд 539 млн рублей;

физическая культура и спорт — 568 млн рублей;

культура — 534 млн рублей.

На развитие инфраструктуры и продовольственную безопасность в 2021 году планируется направить 9 млрд 223,6 млн рублей (в основном данные средства будут направлены на поддержку дорожного хозяйства (5 млрд 548 млн рублей), на поддержку сельского хозяйства (1 млрд 564 млн рублей).

На финансирование национальных проектов в 2021 году предусмотрено 4 млрд 936 млн рублей. Данные средства будут направлены на реализацию следующих национальных проектов:

«Демография» — 1 млрд 801,7 млн рублей;

«Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 1 млрд 61,6 млн рублей;

«Образование» — 761,3млн рублей;

«Здравоохранение» — 519,6 млн рублей;

«Комфортная среда» — 519,3 млн рублей;

«Экология» — 91 млн рублей;

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 83 млн рублей;

«Производительность труда и поддержка занятости» — 47,7 млн рублей;

«Культура» — 37,4 млн рублей.

В ходе доклада Елена Валентиновна остановилась на наиболее крупных национальных проектах. Так, в рамках реализации нацпроекта «Демография» будет осуществляться государственная поддержка по следующим направлениям:

— финансовая поддержка семей при рождении детей в объёме 1 млрд 394 млн рублей (средства выделяются на ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребёнка и на ежемесячную выплату при рождении третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет);

— содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет (средства будут направлены на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных образовательных организациях).

На реализацию мероприятий федерального проекта «Спорт — норма жизни» объём финансирования составит 272,5 млн рублей (будут направлены на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, из них 246 млн рублей пойдёт на завершение реконструкции многофункционального спортивного комплекса на центральном стадионе им. Ленина в г. Орле).

В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет осуществляться ремонт 33 автомобильных дорог и улиц протяженностью 103,9 км.

В рамках реализации национального проекта «Образование» будет осуществляться господдержка по следующим основным направлениям:

— реализация мероприятий федерального проекта «Современная школа» (строительство школы в г. Орле на 1 225 мест и строительство школы на 90 мест в Кромском районе, кроме того, продолжится работа по созданию Центров «Точка роста»);

— реализация мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребёнка» (планируется создание 2 мобильных технопарков «Кванториум»; создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой; создание регионального модельного центра дополнительного образования);

— реализация мероприятий федерального проекта «Учитель будущего» (планируется создание 2 центров непрерывного повышения профессионального мастерства с эксклюзивными программами дополнительного профессионального образования).

В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» будет осуществляться государственная поддержка по следующим направлениям:

— борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями с объёмом финансирования 202,5 млн рублей (средства будут направлены на обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, и на оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений);

— борьба с онкологическими заболеваниями с объёмом средств 
144,9 млн рублей (на закупку оборудования);

— создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения с объёмом средств 110,2 млн рублей.

— обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Орловской области квалифицированными кадрами в объёме 35,9 млн рублей.

В рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда» будет осуществляться государственная поддержка по следующим направлениям:

— формирование комфортной городской среды в объёме 340 млн рублей (планируется ремонт не менее 29 общественных и 90 дворовых территорий);

— обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда с объёмом финансирования 158,9 млн рублей.

— реализация мероприятий федерального проекта «Ипотека — предусмотрены 17,5 млн рублей.

Елена Сапожникова также сообщила, что объём межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Орловской области прогнозируется в размере 11 млрд 517 млн рублей (прирост почти 24 %).

Заключение Контрольно-счётной палаты на проект областного бюджета представил Председатель КСП Орловской области Иван Левин.

По словам Ивана Ивановича, законопроект сформирован с учётом основных направлений бюджетной, налоговой политики, прогноза социально-экономического развития региона, государственных программ и региональных проектов.

«Оценивая предварительные итоги анализа проекта областного бюджета, необходимо отметить, что бюджет реалистичный. С учётом прогнозируемого в целом по России в 2021 году экономического устойчивого роста, представленные плановые показатели доходной части достижимы.

Однако следует отметить, что в 2021 году сохраняются риски и неопределённость, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Определённые опасения вызывает достижение плановых показателей по налогу на прибыль. Здесь следует отметить, что поступления по данному налогу сложно прогнозируемы ввиду наличия значительных объёмов поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков, в связи с этим по данным источников доходов возможны корректировки в ходе исполнения областного бюджета в 2021 году», — сообщил И. Левин.

С информацией также выступил председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Орловского областного Совета народных депутатов Сергей Волков.

Сергей Станиславович отметил, что бюджет будущего года сложный, но сбалансированный, имеет социальную направленность, обеспечивает исполнение первоочередных расходов.

«Что касается средств федерального бюджета, то по-прежнему к первому чтению проекта областного бюджета не распределены федеральные дотации на сбалансированность. Надеемся, что ко второму чтению сумма уже будет в региональном бюджете. К слову сказать, в ближайшее время в Государственной Думе будет проходить первое чтение проекта федерального бюджета на 2021 год, вопрос, безусловно, важный для всех субъектов, так как напрямую связан с перспективой оказания поддержки федерального центра.

По субсидиям мы видим рост по отношению к уточнённому бюджету текущего года почти на миллиард рублей, это очень неплохо, говорит об активной работе профильных Департаментов по привлечению средств федерального бюджета в наш регион.

К примеру, почти в 2 раза больше планируется привлечь в областной бюджет федеральных средств на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения в рамках регионального проекта «Чистая вода» — 75 млн рублей, софинансирование из областного бюджета — всего 1 %.

Или создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, — в текущем году средства не предусмотрены, в проекте областного бюджета на 2021 год общая сумма — 147 млн рублей, и опять софинансирование из областного бюджета — всего 1 %, в основном привлекаются федеральные деньги...

В общем, вопросов много, предстоит большая совместная работа.

Безусловно, областной бюджет нельзя рассматривать в отрыве от муниципальных образований региона. А ситуация в муниципалитетах сегодня весьма сложная, начиная от кредиторской задолженности и роста объёма муниципального долга. Наращивание долга происходит по разным причинам, но, наверное, самая основная — это недостаточность доходной базы.

Понятно, что муниципалитеты тоже должны осознавать свою степень ответственности. Конечно, для достижения быстрого результата, для проведения работ, требующих большого вложения денежных средств, велик соблазн нарастить муниципальный долг, но нужно помнить, что впоследствии отдать придётся немало: и основной долг, и проценты.

Наша задача, депутатов областного Совета и Правительства области, — оказывать содействие органам местного самоуправления путём проведения грамотной, прозрачной и предсказуемой политики в области межбюджетных отношений«, — отметил С. Волков.

В завершение своего выступления Сергей Станиславович сообщил, что комитетом ко второму чтению проекта областного бюджета будет подготовлена сводная таблица поправок с учётом мнения комитетов, фракций областного Совета, а также исходя из высказанных предложений в ходе слушаний.

Глава администрации Свердловского района Олег Шумай в ходе своего выступления обратил внимание на то, что анализ представленного проекта бюджета показывает, что размер дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов в представленном проекте не обеспечивает в полном объёме потребность муниципальных образований в решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

«Формирование исполнения районного бюджета как в 2020 году, так и в 2021 году осуществляется в условиях острой недостаточности финансовых средств. В настоящее время потребность в средствах на исполнение расходных обязательств, закреплённых за муниципальным образованием федеральным законодательством составляет 208,6 млн рублей, что на 30 млн рублей превышает имеющуюся собственную доходную базу. С целью решения первостепенных социальных задач мы вынуждены привлекать дополнительные средства в виде коммерческих кредитов. В этой связи остро необходимо, чтобы уровень финансовой поддержки муниципальных образований области был увеличен», — отметил докладчик.

Председатель Совета Общественной палаты Орловской области Елена Сенько, в свою очередь, отметила: «Поддержка некоммерческого сектора сегодня как никогда актуальна. Целью государственной политики в сфере поддержки социально эффективных некоммерческих организаций, как на федеральном, так и на региональном уровне является обеспечение наиболее эффективного использования социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития, но их эффективное функционирование невозможно без финансовой поддержки государства, регионального бюджета.

Так по итогам конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения в 2019 году субсидии из бюджета Орловской области более 40 организаций получили такую финансовую поддержку на общую сумму 10 млн 300 тыс. рублей, в текущем году размер грантовой поддержки НКО остался на прежнем уровне, что можно расценивать как успех, учитывая сложную социально-экономическую обстановку, сложившуюся в результате распространения коронавируса.

Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем грантовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций только увеличивалась.

В свою очередь Председатель Орловской областной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Николай Кутузов обратил особое внимание на необходимость сохранения расходов на военно-патриотическое направление, в частности, на содержание мемориалов и воинских захоронений. Также была отмечена важность сохранения ярмарок выходного дня.

Председатель Общественного молодёжного парламента при Орловском областном Совете народных депутатов Алексей Сысоев рассказал о важности молодёжной политики.

Депутаты регионального парламента в ходе обсуждения проекта бюджета задали ряд вопросов уточняющего характера.

В завершение мероприятия Геннадий Сафонов отметил: «Нам необходимо в сегодняшних непростых условиях поддерживать и развивать промышленность, малый бизнес, сельское хозяйство, привлекать в регион инвестиции. Безусловно, потребуются жёсткие ограничения в расходовании бюджетных средств».

вверх