Устав Орловской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 24мая 2012 года
№ 08/154-ОС
город Орёл

О Законе Орловской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон)  Орловской области»

Орловский областной Совет народных депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Закон Орловской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Орловской области».

2. Направить принятый Закон Губернатору Орловской области для подписания и обнародования.

3. Контроль за исполнением настоящего Закона возложить на комитет по законодательству, государственному строительству и правопорядку Орловского областного Совета народных депутатов.

Председатель Орловского
областного Совета народных депутатов                                                                 Л.С. Музалевский

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Орловской области

Принят областным Советом народных депутатов 24 мая 2012 года

{slider=Статья 1}

Внести в Устав (Основной Закон) Орловской области от 26 февраля 1996 года   № 7-ОЗ (в  последней редакции от 2 марта 2012 года № 1319-ОЗ. Орловская правда. 7 марта 2012 года. № 33) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) часть 3 после слов «Губернатор Орловской области» дополнить словами «(далее      также – Губернатор области, Губернатор)»;

б) часть 6 после слов «члена избирательной комиссии Орловской области с правом решающего голоса» дополнить словами «, работающего на постоянной (штатной) основе»;

2) в части 1 статьи 53:

а) пункт 1? признать утратившим силу;

б) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8) назначение выборов в областной Совет народных депутатов, выборов Губернатора области и голосования по отзыву Губернатора области;»;

3) в статье 54:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) устанавливаются порядок проведения выборов в областной Совет народных депутатов, выборов Губернатора области и порядок отзыва Губернатора области «;

б) дополнить пунктом 3? следующего содержания:

«3?) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Орловской области;»;

4) в статье 55:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) назначаются выборы в областной Совет народных депутатов, выборы Губернатора области и голосование по отзыву Губернатора области;»;

б) пункт 4? признать утратившим силу;

5) в статье 66:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Орловской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»;

б) часть 2 признать утратившей силу;

в) дополнить частью 2? следующего содержания:

«2?. Губернатор области избирается сроком на 5 лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.»;

г) в части 3:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«При вступлении в должность Губернатор области приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Орловской области: «Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Орловской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Орловской области, верно служить народу.»;

абзац второй после слов «других приглашенных» дополнить словами «не позднее чем на 30-й день после официального опубликования избирательной комиссией Орловской области результатов выборов Губернатора Орловской области»;

6) часть 1 статьи 67 изложить в следующей редакции:

«1. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.»;

7) в части 1 статьи 69:

а) в пункте 9 слова «федеральным законом.» заменить словами «Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При этом основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является выявление в отношении Губернатора области фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;»;

б) дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Орловской области, на основании и в порядке, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним законом Орловской области.»;

8) часть 2 статьи 71 изложить в следующей редакции:

«2. В случаях, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», на период до вступления в должность избранного Губернатора области Президентом Российской Федерации назначается временно исполняющий обязанности Губернатора области.»{/slider}

{slider=Статья 2}

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор

Орловской области     А.П. Козлов
город Орёл

«04»июня 2012 года

№1362-ОЗ

УСТАВ

(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят Орловской областной Думой                                                         26 февраля 1996 года

Изменения внесены                                                                                      8 августа 1997 года

30 декабря 1997 года 25 августа 2000 года

15 декабря 2000 года

30 ноября 2001 года

28 декабря 2001 года

21 сентября 2002 года

30 мая 2003 года

24 октября 2003 года

21 мая 2004 года

4 марта 2005 года

24 июня 2005 года

16 декабря 2005 года

5 мая 2006 года

28 декабря 2006 года

6 апреля 2007 года

28 сентября 2007 года

25 января 2008 года

7 июня 2008 года

31 октября 2008 года

30 января 2009 года

14 марта 2009 года

23 апреля 2009 года

28 августа 2009 года

30 октября 2009 года

28 мая 2010 года

29 апреля 2011 года

2 сентября 2011 года

28 октября 2011 года

24 февраля 2012 года

24 мая 2012 года

 

Выражая интересы и волю населения, стремясь к развитию экономики и культуры, гражданскому и духовному согласию, к утверждению принципов федерализма и равноправия, к созданию гражданского демократического общества и правового государства, реализуя полномочия, предоставленные Конституцией Российской Федерации, принимается настоящий Устав (Основной Закон) Орловской области.{/slider}

{slider=ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ВЛАСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 1

Орловская область является субъектом Российской Федерации и находится в составе Российской Федерации.

Статья 2

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 3

1. Единственным источником власти в области является население области как часть народа Российской Федерации.

2. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.

Статья 4

Осуществление государственной власти в области основано на принципах:

государственной и территориальной целостности, единства системы государственной власти в Российской Федерации;

распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;

самостоятельности осуществления органами государственной власти области своих полномочий;

самостоятельности осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Статья 5

1. Систему органов государственной власти области составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти области; высшее должностное лицо области; высший исполнительный орган государственной власти области; органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области, а также суды области.

2. Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области является Орловский областной Совет народных депутатов (далее также – областной Совет народных депутатов).

3. Высшим должностным лицом области является Губернатор Орловской области (далее также – Губернатор области, Губернатор).

4. Высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Орловской области. Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции области являются Аппарат Губернатора и Правительства области; Департаменты области; Управления области.

5. Судебная власть в области осуществляется судами, входящими в судебную систему Российской Федерации.

6. Государственными должностями Орловской области являются должности:

Губернатора Орловской области;

Председателя Правительства Орловской области;

Председателя Орловского областного Совета народных депутатов;

первого заместителя Председателя Орловского областного Совета народных депутатов;

заместителя Председателя Орловского областного Совета народных депутатов;

председателя комитета Орловского областного Совета народных депутатов;

заместителя председателя комитета Орловского областного Совета народных депутатов;

депутата Орловского областного Совета народных депутатов;

первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области;

заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области — руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области;

заместителя Председателя Правительства Орловской области — руководителя Представительства Орловской области при Правительстве Российской Федерации;

заместителя Председателя Правительства Орловской области — руководителя Департамента Орловской области;

заместителя Председателя Правительства Орловской области;

руководителя Департамента Орловской области;

мирового судьи;

председателя избирательной комиссии Орловской области;

заместителя председателя избирательной комиссии Орловской области;

секретаря избирательной комиссии Орловской области;

члена избирательной комиссии Орловской области с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе;

председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области;

заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области;

аудитора Контрольно-счетной палаты Орловской области;

Уполномоченного по правам человека в Орловской области;

Уполномоченного по правам ребенка в Орловской области.{/slider}

{slider=ГЛАВА 2 СТАТУС ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 6

1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) области.

2. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.

Изменение статуса, наименования области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только на основе свободного волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.

Статья 7

1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.

2. К ведению области относятся:

1) принятие и изменение Устава (Основного Закона) области и законов области, контроль за их соблюдением;

2) административно-территориальное устройство области;

3) областной бюджет;

4) областные налоги и сборы;

5) областная собственность;

6) регулирование порядка передачи и передача объектов областной собственности в муниципальную собственность; регулирование порядка приема и прием объектов муниципальной собственности в областную собственность;

7) областные энергетическая система, транспорт, пути сообщения, информация и связь;

8) ценовая политика в соответствии с федеральными основами ценовой политики;

9) взаимодействие с субъектами Российской Федерации;

10) иные предметы ведения, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. К совместному ведению Российской Федерации и области относятся:

1) обеспечение соответствия Устава (Основного Закона), законов и иных нормативных правовых актов области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4) разграничение государственной собственности;

5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

9) установление общих принципов налогообложения и сборов;

10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

12) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

13) координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Российской Федерации.

4. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и области, область вправе осуществлять собственное правовое регулирование путем принятия законов области. При издании в последующем федеральных законов законы области приводятся в соответствие с ними.

Статья 8

1. Область равноправна с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации.

2. Область как субъект Российской Федерации может вступать в договорные отношения в сфере внешнеэкономических и международных связей.

Координация внешнеэкономической и международной деятельности области осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации и области.

Статья 9

Область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 10

1. Территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и составляет 24,7 тысячи квадратных километров.

2. Границы между областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия в установленном федеральным законодательством и законодательством области порядке.

Изменение границ области может быть осуществлено только на основе свободного волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.

3. Документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области.

Статья 11

1. Область имеет свои герб и флаг, которые являются официальной символикой области.

2. Описание и порядок использования официальной символики области определяются законом области.

Статья 12

1. Административно-территориальными единицами областного значения являются города Орёл, Ливны, Мценск, а также районы: Болховский, Верховский, Глазуновский, Дмитровский, Должанский, Залегощенский, Знаменский, Колпнянский, Корсаковский, Краснозоренский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Новодеревеньковский, Новосильский, Орловский, Покровский, Свердловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий, Шаблыкинский.

2. Административно-территориальными единицами районного значения являются сельсоветы, а также города Болхов, Дмитровск, Малоархангельск, Новосиль, поселки городского типа Верховье, Глазуновка, Долгое, Залегощь, Змиёвка, Колпна, Кромы, Нарышкино, Покровское, Хомутово, Хотынец, Шаблыкино, села Знаменское, Корсаково, Сосково, Тросна, поселок Красная Заря, а также поселок городского типа Знаменка Орловского района.

3. Административно-территориальными единицами городского значения являются районы: Железнодорожный, Заводской, Северный, Советский в составе города Орла.

Статья 13

1. Административно-территориальное устройство области и порядок его изменения регулируются законом области.

2. Создание и реорганизация муниципальных образований, их наименование и переименование осуществляются с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований.

Статья 14

1. Областным центром области является город Орёл.

2. Статус областного центра, а также особенности отношений между органами государственной власти области и органами местного самоуправления города Орла определяются законом области.{/slider}

{slider=ГЛАВА 3 ЧЕЛОВЕК, ГРАЖДАНИН И ВЛАСТЬ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 15

В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статья 16

1. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, признанные виновными в нарушении Конституции Российской Федерации, законов, прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 17

1. Каждый имеет право участвовать в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Каждый в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 18

1. Каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления области устанавливается федеральным законом.

Статья 19

Граждане Российской Федерации имеют право на получение информации о деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством области, а в отношении деятельности органов местного самоуправления — также в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Статья 20

1. Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 21

В области учреждаются и присваиваются награды области в соответствии с законодательством области.

Статья 22

1. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения в области назначается Уполномоченный по правам человека в Орловской области.

2. Правовой статус, полномочия, порядок назначения, освобождения от занимаемой должности и деятельности Уполномоченного по правам человека определяются законом области.

3. Для обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в соответствии с законом области может назначаться Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области.

Статья 23

1. Устав (Основной Закон) и иные законы области вступают в силу после их официального опубликования, если в них не установлены иные порядок и сроки вступления их в силу. Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

2. Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов области устанавливается федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 24

1. Каждый обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав (Основной Закон) и законы области, акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятые по вопросам их компетенции.

2. Несоблюдение требований, установленных федеральным законодательством, законодательством области, актами органов местного самоуправления, влечет за собой предусмотренную федеральным законодательством и законодательством области ответственность.{/slider}

{slider=ГЛАВА 4 ИНСТИТУТЫ И ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 25

1. Население области имеет неотъемлемое и неоспоримое право создавать и реформировать органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Органы государственной власти Российской Федерации не вправе создавать, реорганизовывать или ликвидировать органы государственной власти области и расположенные на ее территории органы местного самоуправления.

Статья 26

1. Граждане участвуют в референдуме области, местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Граждане участвуют в выборах депутатов областного Совета народных депутатов и выборах в органы местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Никакая часть общества, никакое объединение, никакое отдельное лицо не могут присваивать власть законно избранных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 27

Депутаты и должностные лица органов государственной власти, должностные лица местного самоуправления представляют интересы населения области и ответственны перед ним.

Статья 28

1. Общественная, политическая деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия и многопартийности.

2. Цели, формы и методы работы партий и иных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области, должны соответствовать федеральному законодательству.

3. Избирательные объединения пользуются правом выдвижения кандидатов в депутаты областного Совета народных депутатов и представительных органов местного самоуправления, избираемых населением выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 29

На территории области непосредственная демократия обеспечивается путем проведения:

1) областного, местных референдумов;

2) собраний граждан;

3) конференций граждан (собраний делегатов);

4) выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

5) отзыва депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

На территории области непосредственная демократия может осуществляться в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству области.

Статья 30

1. Наиболее важные вопросы государственной жизни области выносятся на областное народное обсуждение или на областной референдум.

2. Порядок подготовки, проведения и подведения итогов областного референдума определяется федеральным законодательством и законодательством области.

Порядок проведения областного народного обсуждения устанавливается законодательством области.

Статья 31

1. Областной Совет народных депутатов назначает областной референдум для решения непосредственно населением наиболее важных вопросов, относящихся к предметам ведения области, находящихся в ведении области или в совместном ведении Российской Федерации и области, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

2. Исключена.

3. Исключена.

Статья 32

1. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы, перечень которых определяется федеральным законом.

2. Вопросы, выносимые на областной референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Статья 33

Расходы, связанные с подготовкой и проведением областного референдума, проводятся за счет средств областного бюджета.

Статья 34

1. Областной Совет народных депутатов обязан назначить областной референдум по инициативе граждан, осуществляемой в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

2. Областной Совет народных депутатов отклоняет инициативу проведения областного референдума по основаниям, указанным в федеральном законодательстве и законодательстве области.

Решение областного Совета народных депутатов об отказе в назначении референдума может быть обжаловано инициаторами его проведения в суд.

Статья 35

1. Решение считается принятым на областном референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, внесенных в списки участников референдума на территории области.

2. Официальное опубликование результатов референдума осуществляется в сроки, установленные федеральным законодательством и законодательством области.

3. Решение, принятое на областном референдуме, вступает в юридическую силу с момента его официального опубликования.

Статья 36

1. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством области в Орловской области могут проводиться публичные слушания.

2. На публичных слушаниях могут обсуждаться вопросы, представляющие общественную, социальную, экономическую значимость, а также проекты нормативных правовых актов Орловской области.

3. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся проект областного бюджета и годовой отчетоб исполнении областного бюджета.

Статья 37

Исключена.

Статья 38

Исключена.

Статья 39

1. Заседания органов государственной власти и органов местного самоуправления являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных соответственно федеральным законодательством, законодательством области и муниципальными правовыми актами.

2. Присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальнымиправовыми актами.{/slider}

{slider=ГЛАВА 5 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 40

1. Экономическую основу деятельности органов государственной власти области составляют находящиеся в собственности области имущество, средства бюджета области и территориальных государственных внебюджетных фондов области, а также имущественные права области.

2. На территории области гарантируются неприкосновенность и равная защита государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.

Статья 41

1. Разграничение государственной собственности, включая собственность на землю и иные природные ресурсы, на федеральную собственность и областную собственность осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

2. Распоряжение областной собственностью осуществляется Правительством области через уполномоченные органы в порядке, предусмотренном законодательством области.

Статья 42

В государственной собственности области могут находиться: земля и другие природные ресурсы; предприятия промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса; объекты инженерной и социальной инфраструктуры; здания, сооружения, средства транспорта; ценные бумаги и другие финансовые активы; информация; имущественные права.

В государственной собственности области находятся: имущество, переданное областью в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятиям и учреждениям образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, органам государственной власти области; средства областного бюджета, а также имущество, приобретенное органами государственной власти области в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 43

1. Земля, недра, водные и иные природные ресурсы на территории области составляют естественную основу жизни и деятельности ее населения. Земля и иные природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Осуществление права собственности на землю и иные природные ресурсы регламентируется федеральным законодательством и законодательством области.

2. Отнесение природных ресурсов к государственной или муниципальной собственности, определение их правового режима, полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению ими производятся в соответствии с федеральным законом.

Статья 44

Область обеспечивает охрану окружающей среды, экономное потребление и использование природных ресурсов. В этих целях органы государственной власти области осуществляют взаимодействие с общественными объединениями граждан, содействуют их деятельности, связанной с охраной окружающей среды.

Статья 45

1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного бюджета, кредитные ресурсы, а также ассигнования из федерального бюджета.

2. Исключена.

Статья 46

1. Область имеет самостоятельный областной бюджет. Он обеспечивается наличием собственных доходов областного бюджета и правом определять направления их использования и расходования.

2. К собственным доходам областного бюджета относятся:

налоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

3. Расходные обязательства области исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, а также за счет и в пределах субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление переданных области отдельных государственных полномочий Российской Федерации.

4. Расходы областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами области, из областного бюджета местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения.

Статья 47

Бюджетный процесс в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 48

Утратила силу.{/slider}

{slider=ГЛАВА 6 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 49

Законодательная власть области осуществляется населением области посредством областного референдума и через Орловский областной Совет народных депутатов.

Статья 50

1. Областной Совет народных депутатов является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.

2. Областной Совет народных депутатов состоит из 50 депутатов, избираемых населением области сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при этом:

25 депутатов областного Совета народных депутатов избираются по одномандатным округам (один округ – один депутат);

25 депутатовобластного Совета народных депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

3. Областной Совет народных депутатов полномочен осуществлять свою деятельность, если в его состав избрано не менее двух третей от числа депутатов, установленного Уставом (Основным Законом) области.

4. Порядок организации и проведения выборов в областной Совет народных депутатов устанавливается законом области.

Статья 51

1. Депутатом областного Совета народных депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года и обладающий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области пассивным избирательным правом.

2. Депутаты областного Совета народных депутатов работают на профессиональной постоянной или непостоянной основе. Количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, определяется законом области.

3. При осуществлении его полномочий на депутата областного Совета народных депутатов распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством.

4. Статус депутата областного Совета народных депутатов регулируется федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 52

1. Депутаты областного Совета народных депутатов обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, гарантируемой федеральным законом.

2. Порядок привлечения депутата областного Совета народных депутатов к ответственности, лишения депутатской неприкосновенности, прекращения депутатских полномочий устанавливается федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 53

1. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления:

1) принятие Устава (Основного Закона), законов области и иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений, толкование законов области;

1?) утратил силу;

2) установление административно-территориального устройства области, решение вопроса об изменении границ области в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

3) утверждение структуры областного Совета народных депутатов, принятие регламента, определяющего порядок его деятельности;

3?) утверждение сметы расходов на содержание областного Совета народных депутатов, структуры, штатов и фонда оплаты труда его аппарата;

4) утверждение по представлению Губернатора области системы органов исполнительной власти области;

5) согласование назначения Губернатором области кандидатуры первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области, заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области — руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области;

6) исключен;

7) установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства муниципальных образований;

8) назначение выборов в областной Совет народных депутатов, выборов Губернатора области и голосования по отзыву Губернатора области;

9) исключен;

10) исключен;

11) назначение половины состава избирательной комиссии области;

12) признание полномочий депутатов областного Совета народных депутатов, а также их досрочное прекращение;

13) избрание из числа депутатов и освобождение от должности Председателя областного Совета народных депутатов, его заместителей, образование из числа депутатов комитетов и утверждение их председателей;

14) принятие решений по запросам и обращениям депутатов областного Совета народных депутатов;

15) заслушивание Губернатора области по вопросам исполнения законов, бюджета и выполнения программ социально-экономического развития области;

15?) заслушивание ежегодных отчетов Губернатора области о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областным Советом народных депутатов;

16) принятие решения о проведении областного референдума;

17) принятие решения об осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

18) согласование назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;

19) принятие решения об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, иные суды для решения споров;

20) назначение и освобождение полномочных представителей областного Совета народных депутатов;

21) избрание представителя областного Совета народных депутатов в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

22) образование согласительных комиссий по разрешению споров между органами государственной власти области, а также споров между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, расположенными на территории области;

23) принятие решений по обращениям Губернатора области и прокурора области;

24) исключен;

25) контроль за соблюдением Устава (Основного Закона) и законов области;

26) назначение на должности судей Уставного суда области и мировых судей области;

27) решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции федеральным законодательством и законодательством области.

2. Областной Совет народных депутатов в пределах и формах, установленных законами области, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области.

3. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам обеспечения экономического и социального развития области:

1) утверждение по представлению Губернатора области областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области, поправок к ним, отчетов об их исполнении;

2) утверждение по представлению Губернатора области программ социально-экономического развития области, изменений и дополнений, вносимых в них;

3) установление, изменение и отмена областных налогов и сборов, иных видов платежей в соответствии с федеральным законом;

4) установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;

5) правовое регулирование в соответствии с федеральным законодательством порядка привлечения заемных средств, в том числе порядка выпуска государственных ценных бумаг области;

6) исключен;

7) правовое регулирование передачи объектов областной собственности в собственность муниципальных образований и приема объектов муниципальной собственности в областную собственность;

8) правовое регулирование порядка управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

9) правовое регулирование порядка приватизации объектов областной собственности и утверждение областной программы приватизации объектов областной собственности;

10) утратил силу;

11) правовое регулирование охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;

12) правовое регулирование порядка предоставления дотаций и займов из средств областного бюджета;

13) правовое регулирование градостроительной и архитектурной деятельности;

14) решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции федеральным законодательством и законодательством области».

4. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина:

1) принятие закона области об Уполномоченном по правам человека, заслушивание информации о его деятельности и его обращений, касающихся реализации и защиты прав человека и гражданина в области, принятие решения об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в случаях и порядке, установленных законом области;

2) установление законом области ответственности за административные правонарушения, если ответственность за такие правонарушения не установлена федеральным законом;

3) проведение публичных слушаний областного Совета народных депутатов;

4) исключен;

5) учреждение средств массовой информации областного Совета народных депутатов и установление порядка управления ими;

6) учреждение наград области, наград областного Совета народных депутатов, установление условий и порядка награждения ими;

7) решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 54

Законом Орловской области:

1) утверждаются представленные Губернатором области проекты областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, вносимые в них изменения и дополнения, а также отчеты об их исполнении;

2) устанавливаются основы организации и деятельности областного Совета народных депутатов в соответствии с Уставом (Основным Законом) области;

3) устанавливаются порядок проведения выборов в областной Совет народных депутатов, выборов Губернатора области и порядок отзыва Губернатора области;

3?) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Орловской области;

4) осуществляется правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

5) утверждаются представленные Губернатором области программы социально-экономического развития области, вносимые в них изменения и дополнения;

6) устанавливаются, изменяются и отменяются областные налоги и сборы;

7) устанавливаются полномочия, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Орловской области;

8) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйствующих субъектов;

9) утверждаются заключение и расторжение договоров области;

10) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума;

11) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;

12) устанавливается система исполнительных органов государственной власти области, а также порядок формирования Правительства области;

13) регулируются иные вопросы, отнесенные к ведению области.

Статья 55

Постановлением областного Совета народных депутатов:

1) определяется порядок деятельности областного Совета народных депутатов;

2) назначаются на должности лица, назначение которых отнесено к компетенции областного Совета народных депутатов,

2?) освобождаются от должности лица, освобождение от должности которых отнесено к компетенции областного Совета народных депутатов,

2?) оформляется согласие на назначение на должность лиц, которые могут быть назначены на должность с согласия областного Совета народных депутатов;

3) назначаются выборы в областной Совет народных депутатов, выборы Губернатора области и голосование по отзыву Губернатора области;

4) назначается областной референдум;

4?) утратил силу;

5) оформляется решение о доверии или решение о недоверии Губернатору области, а также решение о доверии или недоверии должностным лицам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 53 Устава (Основного Закона) Орловской области;

6) утверждаются соглашения об изменении границ области;

7) одобряется проект договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Орловской области;

7?) оформляются решения об одобрении или неодобрении закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;

8) оформляются иные решения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 56

Областной Совет народных депутатов обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Обеспечение деятельности областного Совета народных депутатов осуществляет Аппарат областного Совета народных депутатов.

Статья 57

1. Утратила силу.

2. Основной формой работы областного Совета народных депутатов является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к компетенции областного Совета народных депутатов.

Вновь избранный областной Совет народных депутатов собирается на первое заседание не позднее тридцати дней со дня избрания областного Совета народных депутатов в составе полномочном осуществлять свою деятельность.

3. Исключена.

Статья 58

1. В целях организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определения эффективности и целесообразности расходов бюджетных средств и использования областной собственности областным Советом народных депутатов создается Контрольно-счетная палата Орловской области.

2. Полномочия, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты устанавливаются законодательством области.

Статья 59

1. Областной Совет народных депутатов избирает из числа депутатов Председателя Орловского областного Совета народных депутатов, а также может избирать первого заместителя и заместителей Председателя Орловского областного Совета народных депутатов сроком на пять лет.

2. Председатель областного Совета народных депутатов и его заместители избираются тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов.

3. Председатель областного Совета народных депутатов и его заместители подотчетны областному Совету народных депутатов и могут быть освобождены от должности тайным голосованием при наличии не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов.

4. Председатель областного Совета народных депутатов, его заместители вправе подать в отставку.

В случае непринятия областным Советом народных депутатов отставки Председатель областного Совета народных депутатов, его заместители вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.

5. Порядок внесения предложений об избрании, отставке и освобождении от должности Председателя областного Совета народных депутатов и его заместителей определяется регламентом областного Совета народных депутатов.

6. Органами Орловского областного Совета народных депутатов являются Президиум областного Совета народных депутатов, комитеты областного Совета народных депутатов.

7. В состав Президиума областного Совета народных депутатов входят по должности Председатель областного Совета, его заместители, а также председатели комитетов областного Совета. Вопросы компетенции Президиума областного Совета народных депутатов определяются законом области.

Статья 60

1. Председатель областного Совета народных депутатов:

1) возглавляет работу областного Совета народных депутатов, представляет его внутри области и за ее пределами;

2) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и областного Совета народных депутатов, созывает и ведет его заседания;

3) подписывает принимаемые областным Советом народных депутатов постановления и иные акты Орловского областного Совета народных депутатов;

4) руководит работой аппарата областного Совета народных депутатов, осуществляет в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе прием и увольнение его должностных лиц и служащих;

5) открывает и закрывает расчетные и текущие счета областного Совета народных депутатов и является распорядителем по этим счетам;

6) от имени областного Совета народных депутатов подписывает исковые заявления, другие обращения в судебные и иные органы;

7) совместно с Губернатором области вручает государственные награды Российской Федерации; вручает награды области и награды областного Совета народных депутатов;

8) выполняет другие полномочия в соответствии с законодательством области и регламентом областного Совета народных депутатов.

2. Председатель областного Совета народных депутатов в пределах своей компетенции издает распоряжения.

3. Заместители Председателя областного Совета народных депутатов выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, а также осуществляют полномочия Председателя областного Совета народных депутатов в его отсутствие.

Статья 61

1. Областной Совет народных депутатов принимает законы области и постановления областного Совета народных депутатов, а также осуществляет контроль за их исполнением.

2. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областного Совета народных депутатов, если иное не установлено федеральным законом.

3. Постановления областного Совета народных депутатов принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов, если иное не установлено федеральным законом.

4. Закон области не может быть принят менее чем в двух чтениях.

Статья 62

1. Право законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов принадлежит Губернатору области, депутатам областного Совета народных депутатов, Президиуму, комитетам, фракциям и депутатским группам областного Совета народных депутатов, представительным органам местного самоуправления, расположенным на территории области, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителю от областного Совета народных депутатов и члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителю от Правительства области.

Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, областному арбитражному суду, прокурору области, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации и избирательной комиссии области.

2. Проекты законов области о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета области, рассматриваются областным Советом народных депутатов по представлению Губернатора области либо при наличии заключения Губернатора области. Данное заключение представляется в областной Совет народных депутатов в течение 25 календарных дней со дня поступления к Губернатору области законопроекта и прилагаемых к нему материалов.

3. Проекты нормативных правовых актов, внесенные Губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Статья 63

1. Законы области и постановления областного Совета народных депутатов подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области.

2. Постановления областного Совета народных депутатов в семидневный срок подписываются и обнародуются Председателем областного Совета народных депутатов, если иное не установлено Уставом (Основным Законом) области.

3. Законы области в течение семи дней направляются Губернатору области для подписания и обнародования. Губернатор области в течение четырнадцати дней подписывает закон области и обнародует его либо отклоняет закон области.

Если Губернатор области в течение четырнадцати дней с момента поступления закона области отклонит его, то областной Совет народных депутатов вправе вновь рассмотреть закон области.

Если при повторном рассмотрении закон области будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, он подлежит подписанию Губернатором области и обнародованию в течение четырнадцати дней с момента его поступления.

Статья 64

1. Губернатор области вправе внести предложение в областной Совет народных депутатов об отмене или изменении нормативного правового акта, принятого областным Советом народных депутатов, по мотивам его противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, Уставу (Основному Закону) и законам области.

Предложение с необходимым обоснованием вносится в областной Совет народных депутатов в письменной форме в течение десяти дней со дня принятия оспариваемого акта.

По истечении десяти дней со дня принятия оспариваемого акта Губернаторобласти вправе обратиться в областной Совет народных депутатов в порядке законодательной инициативы.

2. Областной Совет народных депутатов рассматривает предложение Губернатора области об отмене оспариваемого акта не позднее чем через месяц после внесения предложения.

В случае отклонения областным Советом народных депутатов предложения Губернатора области на паритетных началах создается согласительная комиссия.

3. В случае отклонения областным Советом народных депутатов проекта, внесенного согласительной комиссией, Губернаторобласти вправе обжаловать решение областного Совета народных депутатов в соответствующий суд.

Статья 65

1. Полномочия областного Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно в случаях:

1) принятия им решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законом области;

2) роспуска областного Совета народных депутатов Губернатором области по основаниям, указанным в частях 2 и 2? настоящей статьи;

3) вступления в силу решения областного суда о неправомочности состава депутатов областного Совета народных депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) роспуска областного Совета народных депутатов Президентом Российской Федерации по основаниям, указанным в федеральном законе.

2. Губернатор области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий областного Совета народных депутатов в случае принятия областным Советом народных депутатов нормативного правового акта, который противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Орловской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а областной Совет народных депутатов не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

2?. Губернатор области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий областного Совета народных депутатов в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе областной Совет народных депутатов в течение трех месяцев не проводил заседание.

Губернатор области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного областного Совета народных депутатов в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что областной Совет народных депутатов в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.

Губернатор области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий областного Совета народных депутатов в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

3. В случае досрочного прекращения полномочий областного Совета народных депутатов не позднее чем через шесть месяцев с момента вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий проводятся досрочные выборы.{/slider}

{slider=ГЛАВА 7 ГУБЕРНАТОР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 66

1. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Орловской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Утратила силу.

2?. Губернатор области избирается сроком на 5 лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

3. При вступлении в должность Губернатор области приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Орловской области: «Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Орловской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Орловской области, верно служить народу.».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов областного Совета народных депутатов, с участием представителей органов местного самоуправления области, средств массовой информации, других приглашенных не позднее чем на 30-й день после официального опубликования избирательной комиссией Орловской области результатов выборов Губернатора Орловской области.

При вступлении в должность Губернатору вручается должностной знак Губернатора области. Положение о должностном знаке Губернатора области, его образец, описание и порядок официального использования утверждаются указом Губернатора.

4. Губернатор области считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 67

1. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

2. При осуществлении его полномочий на Губернатора области распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством.

Статус Губернатора области определяется федеральным законодательством и законодательством области.

3. Губернатор области:

1) представляет область в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей области;

2) подписывает договоры и соглашения от имени области;

3) пользуется правом законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов; подписывает и обнародует или отклоняет законы области, принимаемые областным Советом народных депутатов;

4) формирует Правительство области и принимает решение о его отставке; назначает по согласованию с областным Советом народных депутатов первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области, заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области — руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области;

5) требует созыва внеочередных заседаний областного Совета народных депутатов, а также может досрочно созывать вновь избранный областной Совет народных депутатов на его первое заседание ранее установленного срока;

6) участвует в работе областного Совета народных депутатов с правом совещательного голоса;

7) организует управление областью, контроль за выполнением областного бюджета и программ социально-экономического развития области;

8) принимает отставку членов Правительства области;

9) координирует и согласовывает в пределах установленной федеральным законом компетенции деятельность территориальных органов, структурных подразделений и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области; направляет в федеральные органы государственной власти представления о назначении на должности, освобождении от должностей, поощрении и применении мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам территориальных органов и структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области;

10) оспаривает в суде противоречащие законодательству акты органов местного самоуправления; подписывает исковые заявления;

11) является распорядителем кредитов при исполнении областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание областного Совета народных депутатов;

12) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;

13) представляет в областной Совет народных депутатов проекты законов об областном бюджете и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области, отчеты об их исполнении, а также программы социально-экономического развития области и отчеты об их исполнении;

13?) представляет в областной Совет народных депутатов ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областным Советом народных депутатов;

14) осуществляет меры по обеспечению законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью в пределах, установленных законом;

15) назначает и освобождает полномочных представителей Губернатора области, в том числе представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

16) формирует совещательные и вспомогательные органы при Губернаторе области;

17) учреждает награды области и награды Губернатора области, определяет условия и порядок награждения ими; совместно с Председателем областного Совета народных депутатов вручает государственные награды Российской Федерации; вручает награды области и награды Губернатора области;

17?) определяет структуру исполнительных органов государственной власти области;

18) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 68

1. Губернатор области в пределах своей компетенции издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Губернатора области не могут противоречить федеральному законодательству и законодательству области.

2. Указы и распоряжения Губернатора области направляются в областной Совет народных депутатов в семидневный срок со дня их принятия.

3. Указы Губернатора области носят нормативный характер. Если указы Губернатора затрагивают права и свободы человека и гражданина, то они вступают в силу не ранее их официального опубликования. Указы Губернатора области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

4. Распоряжения Губернатора области носят индивидуально-правовой характер и вступают в силу с момента их подписания.

Статья 69

1. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случаях:

1) его отставки по собственному желанию;

2) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

3) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

4) его смерти;

5) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия областным Советом народных депутатов;

9) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При этом основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является выявление в отношении Губернатора области фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

10) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Орловской области, на основании и в порядке, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним законом Орловской области.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области по основаниям, указанным в пунктах 2, 3, 5, 6 и 7 части 1 настоящей статьи, принимается областным Советом народных депутатов по представлению Президента Российской Федерации.

Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области по основанию, указанному в пункте 4 части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением областного Совета народных депутатов.

Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области по основаниям, указанным в пунктах 1, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральным законом принимается Президентом Российской Федерации.

 

Статья 70

1. Основаниями для выражения недоверия Губернатору области являются:

издание им правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) и иным законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор области не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

установленное соответствующим судом иное грубое нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) и иных законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод человека и гражданина;

ненадлежащее исполнение Губернатором своих обязанностей.

Выражение недоверия Губернатору области по другим основаниям не допускается.

2. Областной Совет народных депутатов принимает решение о недоверии Губернатору области по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов областного Совета. Решение о недоверии Губернатору области считается принятым, если за такое решение проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.

3. Решение областного Совета народных депутатов о недоверии Губернатору области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора области от должности.

Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора области от должности влечет за собой отставку возглавляемого им Правительства области.

4. В случае отставки Правительства области, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства области.

Статья 71

1. В случаях, когда Губернатор области временно (в связи с болезнью, отпуском или командировкой) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора и Председателя Правительства Орловской области, а в случае, когда первый заместитель Губернатора и Председателя Правительства Орловской области временно (в связи с болезнью, отпуском или командировкой) не может исполнять обязанности высшего должностного лица области,либо в случае непосредственного указания в распоряжении Губернатора области его обязанности исполняет заместитель Губернатора и Председателя Правительства Орловской области — руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда Президентом Российской Федерации назначается временно исполняющий обязанности Губернатора области.

2.В случаях, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», на период до вступления в должность избранного Губернатора области Президентом Российской Федерации назначается временно исполняющий обязанности Губернатора области.

3. Временно исполняющий обязанности Губернатора области в случаях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, не имеет права:

1) принимать решение о роспуске областного Совета народных депутатов;

2) принимать решение об отставке Правительства области;

3) вносить предложения об изменении Устава  (Основного Закона) Орловской области.{/slider}

{slider=ГЛАВА 8 ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ И ИНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 72

1. Правительство области осуществляет деятельность на постоянной основе.

2. Правительство области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона), законов области, иных нормативных правовых актов области.

3. Правительство области обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.

4. Правительство области состоит из членов Правительства: Губернатора Орловской области, первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области, заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области — руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, заместителя Председателя Правительства Орловской области — руководителя Представительства Орловской области при Правительстве Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Орловской области — руководителя Департамента Орловской области, заместителей Председателя Правительства Орловской области, руководителей Департаментов Орловской области. Губернатор области является Председателем Правительства области.

Статус членов Правительства области определяется законом Орловской области.

5. Правительство области:

1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области;

2) участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии;

3) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью,противодействию терроризму и экстремизму;

4) разрабатывает для представления Губернатором области в областной Совет народных депутатов проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области;

5) обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об исполнении бюджета области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором области в областной Совет народных депутатов;

6) формирует иные органы исполнительной власти области;

7) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) предлагает органам и должностным лицам муниципальных образований области привести в соответствие с законодательством принятые ими правовые акты, если эти акты противоречат законодательству; вправе обратиться в суд в случае отклонения данных предложений;

8?) учреждает награды исполнительных органов государственной власти области, определяет условия и порядок награждения ими;

9) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

6. Правительство области по предметам своей компетенции издает постановления и распоряжения.

Постановления Правительства области, носящие нормативный характер и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы.

Правовые акты Правительства области не могут противоречить федеральному законодательству, законам области, а также указам Губернатора области.

Нормативные правовые акты Правительства области направляются в областной Совет народных депутатов в семидневный срок со дня их принятия.

7. Правительство области может быть отправлено в отставку указом Губернатора области.

8. Полномочия первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области, заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области — руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, руководителей исполнительных органов области могут прекращаться досрочно по решению Губернатора области.

9. Областной Совет народных депутатов вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых он принимал участие. Последствия выражения областным Советом народных депутатов недоверия руководителям органов исполнительной власти области устанавливаются законом области.

Статья 73

1. Органы исполнительной власти области формируются Правительством области в соответствии с системой исполнительной власти области, определяемой Уставом (Основным Законом) и законом области.

2. Органы исполнительной власти области имеют собственную компетенцию, которая устанавливается федеральным законодательством и законодательством области.

Органы исполнительной власти области обладают правами юридического лица.

3. Структурные подразделения исполнительных органов области действуют на основе положений, утверждаемых в соответствии с законом области.{/slider}

{slider=ГЛАВА 9 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 74

1. Правосудие в области осуществляется только судом.

2. Судебная система в области устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 75

На территории области действуют федеральные суды и мировые судьи области. В соответствии с законом области может создаваться Уставный суд области.

Статья 76

1. Кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и области.

2. Порядок назначения на должность мировых судей области устанавливается законом области в соответствии с федеральными законами.

Статья 77

В соответствии с федеральным законом Прокурор Орловской области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с областным Советом народных депутатов.{/slider}

{slider=ГЛАВА 10 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ}

Статья 78

1. Органы местного самоуправления обладают самостоятельностью при осуществлении своей деятельности в пределах своей компетенции.

Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение муниципальными образованиями вопросов местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется в интересах населения исходя из его исторических и иных местных традиций.

3. Гарантии местного самоуправления, полномочия, основы организации и деятельности органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Уставом (Основным Законом), законом области о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований.

Статья 79

1. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем местного референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

2. Выборы органов местного самоуправления обеспечивают свободное выражение воли населения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность публично и под контролем населения.

4. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Статья 80

1. Граждане, проживающие в области, имеют право на участие в местном самоуправлении независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Право граждан на участие в местном самоуправлении осуществляется через: право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме, иным образом выражать свою непосредственную волю; равный доступ к муниципальной службе; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления; предоставление каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможности получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством области; территориальное общественное самоуправление.

На основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 81

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, установленные федеральным законодательством, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статья 82

1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях. Муниципальными образованиями в области являются сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ.

2. Границы муниципальных образований устанавливаются законом области в порядке, установленном федеральным законом, на основе исторически сложившихся территорий компактного проживания с учетом мнения населения.

3. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

4. Преобразование и упразднение муниципальных образований осуществляется законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

Статья 83

Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление.

Статья 84

Исключена.

Статья 85

1. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

2. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом Орловской области с учетом исторических и иных местных традиций.

3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.

4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами области, отдельными государственными полномочиями области — законами области. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации  законами области допускается, если это не противоречит федеральным законам. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Органы государственной власти области осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных законом области, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

5. Признанное в судебном порядке несоответствие закона области, предусматривающего наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным федеральным законодательством, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Статья 86

Исключена.

Статья 87

1. Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования и наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области устанавливается законом области в пределах полномочий, определенных федеральным законом.

3. Исключена.

4. Исключена.

Статья 88

1. Депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Исключена.

3. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

4. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами области.

5. Ограничения, связанные со статусом депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 89

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Статья 90

1. Основным документом, устанавливающим организационную форму, структуру органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации местного самоуправления, является устав муниципального образования.

2. Исключена.

Статья 91

1. Органы государственной власти области осуществляют правовое регулирование  организации в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

2. Утратила силу.

Статья 92

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления наступает в результате утраты ими доверия со стороны населения муниципального образования, а также в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона), законов области и устава муниципального образования.

Статья 93

Муниципальные образования вправе иметь гербы, эмблемы и иную собственную негосударственную символику, отражающую их исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции.

Статья 94

Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Уставом (Основным Законом) и законом области.{/slider}

{slider=ГЛАВА 11 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ}

Статья 95

1. Закон области о принятии Устава (Основного Закона) области, о внесении в него изменений и дополнений принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областного Совета народных депутатов.

2. По решению областного Совета народных депутатов проект Устава (Основного Закона) Орловской области, а также проект закона области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Орловской области могут быть вынесены на областной референдум.

 

Глава администрации

Орловской области                                                                                                 Е.С. Строев

г. Орел

26 февраля 1996 года

№ 7-ОЗ{/slider}

Устав Орловской области

 


НАПИСАТЬ НАМ

302021, г.Орел, площадь Ленина, 1
факс: +7 (4862) 59-80-95

Email для обращений: mail@oreloblsovet.ru
Email администратора сайта: makisss@mail57.ru

RSS-подписка

Введите адрес Вашей электронной почты:

 




216